Электронная библиотека - от проекта до реализации
Электронная библиотека (по материалам англоязычной печати 2000–2004гг.)

Автор: Багрова И.Ю.

Источник: Библиотековедение. – 2005. – №4. – С.50–57

 Общие вопросы

Электронные (цифровые) библиотеки (далее ЭБ), формирование которых началось в развитых странах мира в середине 90-х гг. XX в., в настоящее время получили широкое распространение. Во многих библиотеках происходит быстрый переход от печатных и других физических носителей к электронным ресурсам; господствующей, однако, остается модель гибридной библиотеки, сочетающей традиционные фонды и услуги с электронными [1, 2].

В литературе приводится много различных определений ЭБ, но единого, общепризнанного определения пока нет. В большинстве случаев под ЭБ понимаются «...одна или более услуг, которые предоставляются на основе цифровых, компьютерных и сетевых технологий и повторяют или копируют функцию или услугу, традиционно связанную с библиотекой» [3, с. 884].

Цифровая библиотека – не просто ресурсы и управляющие ими технические средства и программное обеспечение, но также набор услуг для пользователей, отмечает С. Швартц [Цит. по 4, с. 22].

Ученые и практики библиотечного дела подчеркивают ряд преимуществ, связанных с использованием электронных ресурсов: различные форматы источников информации могут храниться в одинаковых условиях: устраняются границы между отдельными носителями информации, институтами их хранящими, и разными типами репозитариев; книги, рукописи, журналы и другие объекты представлены в форме битов и байтов, с которыми пользователи работают при помощи одинаковых машин; все они доступны в сети.

В библиотечной практике сложилось несколько типов ЭБ:

– рассчитанные на различные группы пользователей (например, на детей или на студентов последнего курса);

– основанные на географическом принципе – национальные по отдельным штатам, сельские и др.;

– отраслевого характера (например, медицинские, математические и др.);

– связанные с конкретным типом содержания (например, диссертации, звукозаписи и ДР.) [5].

Потенциал ЭБ огромен: со временем она может охватить все электронные библиотеки мира, связанные между собой. Для реализации заложенных в них возможностей цифровые библиотеки должны сформировать обширные фонды, к которым пользователи могут получать доступ проще и быстрее, чем к печатным фондам традиционных библиотек.

ЭБ будущего должны отвечать следующим основным требованиям:

– обладать полным фондом ресурсов, необходимых: для научных исследований, преподавания и общения;

– сделать этот фонд доступным всем группам пользователей (как новичкам, так и опытным);

– фонд должен управляться профессионалами, которые видят свою задачу в том, чтобы быть «проводниками по интеллектуальному и культурному наследию мира» [6].

Для достижения этих задач необходима фундаментальная трансформация библиотек: начать следует с широкого оцифровывания, чтобы сделать фонды доступными в режиме он-лайн; кроме того, нужно собирать и шире предоставлять материалы, изначально выпущенные в цифровой форме. Важную роль в этом будет играть тесное сотрудничество библиотекарей и издателей: библиотекари могут делиться своим опытом оцифровывания, крупномасштабного хранения и предоставления информации, метаданными; издатели – опытом маркетинга, ценообразования и помощи клиентам [6].

 Комплектование электронных библиотек

К числу основных проблем комплектования ЭБ обсуждаемых в зарубежной литературе, относятся:

а) влияние электронной среды на функцию комплектования;

б) распространение законодательства об обязательном экземпляре на электронные ресурсы;

в) оцифровывание; принципы и организация;

г) сохранение электронных публикаций.

а) Специалисты отмечают быстрый рост выпуска электронных материалов. Так, Ч. Томер (США) предсказывает, что в 2005 г. продажа электронных книг в США составит 2–3 млрд долл. США, а число их постоянных читателей – 26 млн [3].

Согласно данным Ассоциации научных библиотек CIIIA(ARL), в 2001 г. ее члены потратили на приобретение электронных материалов более 132 млн долл. США или 16% своего бюджета на комплектование [6].

В американской печати констатируется кризис традиционного издательского дела, который выражается в резком падении продаж и тиражей. Кардинальные перемены связаны главным образом с выпуском электронных журналов: многие издатели быстро переходят на параллельный выпуск печатных и электронных версий, некоторые – целиком на электронный формат [2].

Вместе с тем во многих странах мира выпуск бумажных публикаций остается еще на высоком уровне, и большинство читателей библиотек обращаются именно к печатным формам. В результате на нынешнем этапе развития информационной среды библиотеки пока находятся в гибридной стадии; и еще в течение многих лет продолжится «балансирование между доступом и владением» [7].

Исследователи различных стран мира изучают вопрос о сравнительной экономичности доступа и владения, однако полученные данные резко различаются [8].

Формирование электронных библиотек приводит к изменению процессов, связанных с комплектованием: заказ и оплата материалов осуществляется в электронной форме; создаются и поддерживаются машиночитаемые файлы комплектования; разрабатываются методы контроля Качества электронных ресурсов. Указанные вопросы находятся в центре внимания секции комплектования и развития фондов ИФЛА; планируется в частности, наладить информацию о политике развития фондов в электронной среде, провести семинар по изменению организационной структуры отделов комплектования и развития фондов в новых условиях [9].

б) Продолжается процесс модернизации законодательства об обязательном экземпляре с целью его распространения на электронные ресурсы. Так, в Великобритании после многолетней работы в 2003 г. был принят новый Закон о доставке обязательного экземпляра в библиотеки, вступивший в силу 1 февраля 2004 года [10]. Обязанность доставки обязательного экземпляра возлагается на лицо, опубликовавшее в Великобритании печатную работу, либо работу на иных носителях «предписанного вида». Исключение сделано для звукозаписей и фильмов, которые по-прежнему будут доставляться на основании действующих добровольных соглашений. Закон уполномочил министра издавать правила доставки автономных и онлайновых публикаций, а также соответствующих компьютерных программ, необходимые для доступа к работе. Министр также устанавливает правила признания работы, опубликованной в Великобритании.

В соответствии с Законом о доставке обязательного экземпляра в библиотеки 2003 г. внесены изменения в Закон (1988 г.) об авторском праве и патентах и в Правила (1997 г.) об авторском праве и правах, связанных с базами данных: эти изменения дали библиотекам право собирать предписанные материалы в Интернете.

Консультативная неправительственная общественная группа специалистов по поручению правительства Великобритании в настоящее время готовит подзаконные акты о правилах реализации Закона 2003 года. Поскольку его внедрение будет постепенным, библиотеки и издатели договорились о сохранении правил добровольной доставки автономных электронных публикаций.

Созданный накануне принятия Закона 2003 г. Объединенный комитет по обязательному экземпляру действует в трех направлениях: готовит предложения по доставке автономных электронных публикаций; определяет понятие онлайновой публикации, приемлемое для издателей и библиотек Великобритании; разрабатывает схему добровольной доставки академических электронных журналов. Комитет будет также осуществлять мониторинг деятельности Консорциума Великобритании по веб-архивации.

Британские специалисты считают Закон 2003 г., регулирующий вопросы обязательного экземпляра, несомненным историческим событием в области законодательного решения проблем цифровой среды: создана ясная «дорожная карта» для сбора и вечного сохранения национального опубликованного наследия Великобритании, независимо от формата [11].

в) Многие национальные и крупные научные библиотеки мира, обладающие ценными и редкими материалами, осуществляют масштабные программы оцифровывания для сохранения этих материалов и расширения к ним доступа. Однако оцифровывание – трудоемкий и дорогостоящий процесс; со значительными расходами связано и то, что век цифровых материалов недолог ввиду быстрого устаревания оборудования и программного обеспечения. Поэтому библиотекари, отмечает М. Диган, зависят от коммерческих организаций, диктующих смену оборудования не реже одного раза в четыре года, а программного обеспечения – даже чаще [12].

При определении принципов оцифровывания библиотеки руководствуются миссией и задачами. Так, Британская библиотека, рассматривая свои фонды как ресурс для всемирного научного и бизнес-сообщества, оцифровывает, главным образом, «всемирные сокровища», хотя реализует и проекты национального значения, например, таких как «Меняющийся облик Британии и ее народа» [13].

Другие библиотеки сосредоточиваются на программах, цель которых – «укрепление и поддержание национального тождества» . Например, Национальная библиотека Уэльса предоставляет веб-доступ к 29 коллекциям, включая рукописи, карты, фотографии, звукозаписи и изоматериалы, относящиеся к Уэльсу по тематике, создателю и языку [13].

Западные библиотекари ищут пути экономии средств, стремясь, в частности, избегать дублирования в оцифровывании. Например, Федерация цифровых библиотек США предложила создать реестр оцифрованных материалов. Более радикальным средством могло бы стать распределение ответственности за эту работу между библиотеками [6].

г) Сохранение научных знаний было традиционной функцией библиотек. В печатной среде издатели не беспокоились о сохранении своих изданий – это делали библиотеки. В электронной среде функция сохранения постепенно переходит к издателям. По мнению зарубежных специалистов, библиотекам следует ее восстановить и

сохранить. Важным шагом в данном направлении стал документ ИФЛА и Международной ассоциации издателей (IPA) 2002 г. «О бессрочном сохранении памяти мира: совместное заявление об архивации и сохранении цифровой информации» [14].

В нем говорится, что издатели могут обеспечивать краткосрочную архивацию своих публикаций до тех пор, пока это экономически целесообразно; однако предпочтительнее возложить ответственность за долгосрочную архивацию на библиотеки, используя соответствующие соглашения с издателями.

В некоторых странах мира эта идея уже реализуется: например, Национальная (Королевская) библиотека Нидерландов и издательство Elsevier Science в 2002 г. заключили соглашение, по которому Национальная библиотека стала официальным цифровым хранилищем 1500 электронных журналов этого издательства [15].

 Обслуживание пользователей электронных библиотек

Если поначалу применение технических средств имело целью повышение эффективности традиционного библиотечного обслуживания, то сейчас технологические инновации в большей степени направлены на осуществление новых услуг. Возникли следующие параметры обслуживания:

– местонахождение источника более не является препятствием для доступа к нему;

– появились возможности: одновременного доступа к ряду удаленных источников информации; сочетания различных носителей информации в реальном масштабе времени; взаимодействия с коллегами в сетевой среде [4].

Одновременно с появлением разнообразия вариантов получения информационных услуг растут ожидания пользователей, которые все чаще хотят получать полные тексты источников в печатной или электронной формах, а также помощь квалифицированных библиотекарей, ориентирующихся во всех вопросах и знакомых с базами данных; поддерживать с библиотекой онлайновую связь по всем вопросам: регистрации, заказа на предоставление документов и др.

Бесспорно, развитие спроса на электронные услуги в библиотеках требует постоянного изучения потребностей пользователей. Совет библиотечных и информационных ресурсов и Федерация цифровых библиотек США провели широкое исследование, в процессе которого было опрошено 3234 преподавателей и студентов последнего курса почти 400 американских университетов и колледжей. Результаты доказали положительное отношение пользователей к электронной информации, наличие у большинства из них персональных компьютеров и настольных издательских систем, а у некоторых – лазерных принтеров и сканеров. Вместе с тем довольно высоким остается использование печатных материалов, не снизилось и уважение к библиотекам, хотя более трети респондентов ответили, что стали реже обращаться в традиционные библиотеки [6].

 Научные исследования, связанные с электронными библиотеками

Нынешний этап бурного развития электронных библиотек с различной архитектурой и технологиями, со встраиванием в гибридные библиотеки, называют «переходным хаосом» [16]. В этих условиях высока потребность в научных исследованиях. Они сосредоточены наследующих основных направлениях:

– Нынешние и будущие тенденции развития ЭБ. В рамках этого общего направления особое внимание уделяется изучению электронной среды, формированию отдельных типов ЭБ, сотрудничеству между различными институтами и кооперации в международном масштабе, ретроспективному оцифровыванию исторических коллекций и сохранению культурного наследия. Важное место занимают исследования конвергенции виртуальной образовательной среды и электронных библиотек. По мнению У. Чои (Южная Корея), нужно также больше знать об экономическом, интеллектуальном и социальном влиянии доступа к фондам и услугам цифровых библиотек [1].

– Стандарты, обеспечивающие оптимальное взаимодействие ЭБ и обмен цифровой информацией. В их числе – стандарты развития цифровых фондов, описания и индексации ресурсов, их архивации и сохранения; форматы метаданных; стандарты электронных изданий и стандарты взаимодействия различных систем.

– Пользователи – взаимодействие человека и компьютера; доступность ЭБ и их принятие пользователями; оценка поведения различных групп пользователей с учетом их базовых знаний, возраста и специфических потребностей [5].

 Электронные библиотеки и авторское право

По мере того как растет число электронных носителей, библиотекари все чаще сталкиваются с проблемами авторского права и других прав интеллектуальной собственности в отношении цифровой информации.

В электронном мире ставится под сомнение сама философия авторского права: раздаются голоса в пользу пересмотра его основных принципов.

Главная трудность состоит в том, чтобы сбалансировать интересы частные (создателей, правообладателей) и публичные (пользователей, всего общества). Создатели «параноидально» боятся угрозы своему рыночному потенциалу и потому с помощью технологических средств контролируют использование и вводят значительные его ограничения [15].

Естественно, что общественные интересы традиционно защищает библиотека, потому она в авангарде борьбы за «поддержание культурной экосистемы» [15].

Авторское право регулируется национальным законодательством. Во всех странах оно сейчас пересматривается и обновляется, приводится в соответствие с требованиями глобального информационного рынка. В числе первых обновленных законов – Закон США «Об авторском праве в цифровом тысячелетии», принятый в 1998 году.

Предпринимаются усилия по гармонизации законов об авторском праве в странах Европейского союза и распространению действующих норм на электронные публикации. Так, в 2001 г. была принята Директива Европейского союза по авторскому праву; в соответствии с ней изменения в свои законодательства внесли Великобритания, Германия, Греция, Италия. Однако,по мнению К. Лоффмана (Великобритания), устранение значительных различий в законодательстве об авторском праве европейских стран в ближайшем будущем не предвидится [18].

Ситуация с авторским правом в отношении цифровых и других публикаций по ряду позиций в различных странах мира сходная: разрешение правообладателя необходимо для любого использования материала, за исключением так называемого «честного (добросовестного) использования» [11]. Но и в этом случае возникают трудности:

во-первых, относительно понятия «честного использования» еще ведутся споры;

во- вторых, некоторые издатели, пытаясь противостоять пиратскому копированию цифровых материалов, применяют технологические средства защиты (ТРМ) – программы, препятствующие копированию. ТРМ, считает К. Лоффман, – «слишком грубый инструмент», так как, предотвращая пиратство, он не дает возможности копирования для «честного использования» [18].

Одна из задач законодателей состоит в том, чтобы закрепить защиту от незаконного копирования, но на таком уровне, который не будет препятствовать «добросовестному использованию».

С интересным предложением выступил Ш. Урс (Индия): по его мнению пришло время разделить вопросы авторского права на научные работы и на работы развлекательного характера. В отношении первых следует руководствоваться скорее моральными аспектами, чем экономическими, так как они составляют часть интеллектуального наследия человечества, поддерживаются обществом и должны быть освобождены от ограничений, налагаемых авторским правом [15].

 Управление электронной библиотекой

Изобретение новых электронных технологий породило множество управленческих проблем, касающихся структуры библиотеки, организации ее основных процессов, инфраструктуры, измерения и оценки деятельности, кадров, методов финансирования. В этих условиях неизмеримо возрастает роль библиотечных менеджеров: они должны постоянно анализировать природу перемен, происходящих как в библиотечно-информационной среде, так и внутри библиотеки.

Ключевым компонентом модели управления переменами в гибридной библиотеке, по мнению Дж. Бартона (Великобритания), является измерение и оценка ее деятельности. Но в этом направлении сделаны лишь первые шаги, к тому же работа ведется непоследовательно и спорадически. Между тем только на основе оценки электронного библиотечного обслуживания может быть повышено его качество, улучшены стратегическое планирование и управление [19].

Возникла необходимость в коренных изменениях показателей библиотечной деятельности. Лишь на первый взгляд может показаться, что управлять электронной библиотекой можно на основе тех же показателей исполнения, что и в традиционной библиотеке. Но это неверно. Например, если в последней учет и оценка базируются, в частности, на таком показателе, как число книг, выданных на одного пользователи за год, то к ЭБ это неприменимо, так как электронный документ не соответствует бумажному; просмотр большого числа веб-страниц показал, что пользователь испытывал трудности в навигации по веб-сайтам в поисках необходимой информации. Обычный показатель традиционной библиотеки – число посещений на одного пользователя за год. Если он высок, то это является позитивным фактором в оценке обслуживания. В ЭБ при предоставлении информации на персональный компьютер пользователя число посещений библиотеки резко снижается.

Американские и британские специалисты, изучая вопрос об управленческой информации и оценке исполнения в условиях ЭБ, основное внимание уделяют методам качественной оценки. С этой точки зрения они рассматривают пользователей (количество и типы пользователей сети, частоту использования), расходы (общие и по типам финансовых ресурсов); сетевой трафик (объем и типы); использование (объем и типы); поддержку (типы помощи, доступной пользователю). Все эти и другие методы и индикаторы еще нуждаются в проверке, оценке и выборе [20].

Чтобы обеспечить гибкость и своевременную реакцию на изменения в библиотечно-информационной среде, требуется реструктуризация библиотек, однако и менеджеры, и сотрудники часто предпочитают сохранять традиционную иерархическую структуру и не идут на радикальные перемены. Тем важнее, если процесс структурных перемен начат, ясная позиция руководства, открытость, хорошо налаженная информация и переподготовка кадров – все это поможет преодолеть сомнения и подозрительность сотрудников в отношении их дальнейшей судьбы.

Гибридная библиотека с ее растущим объемом цифровой информации требует новых методов комплектования, каталогизации и классификации, учета сериальных изданий, т. е. модернизации всех процессов, которые в английском языке охвачены термином «technical service». Это связано, в первую очередь, с усложнением комплектования и ростом ожиданий пользователей. В некоторых библиотеках введены специальные должности «библиотекаря, ответственного за электронные ресурсы», который занимается отбором и использованием цифровых материалов и координирует все связанные с этим процессы [16].

Между тем кадры ЭБ должны сохранять свои старые навыки, так как большую часть ресурсов пока составляют печатные материалы; одновременно необходимо обучать их новым знаниям. Наблюдается сближение различных ролей библиотекарей – они более не ограничены одной какой-либо ролью (комплектатора, каталогизатора, справочного работника и др.). Чтобы хорошо обслуживать пользователей, библиотекарь ЭБ, должен понимать весь цикл электронных и научных коммуникаций.

Электронные ресурсы пока не достигли в библиотеках критической массы; в результате еще в течение многих лет библиотеки, видимо, будут функционировать в гибридной среде и потому рано предлагать новые модели финансирования. Наилучшим решением сейчас было бы выявление главных проблем для выработки в будущем новых подходов к финансированию. При этом необходимо учитывать такие факторы, как усложнение процессов финансирования в связи с комбинированием разнообразных форм оплаты (за каждое название, предоставленное пользователю, за доступ к обслуживанию и др.), а также возможность с помощью электронных технологий сделать на основе информации об использовании обоснованный выбор форм оплаты [2].

 Национальные электронные библиотеки

В ряде стран в последние годы успешно развивались электронные библиотеки национального масштаба. Наибольших результатов добилась Библиотека Конгресса США: она содействует кооперации усилий библиотек и других организаций страны в сборе, отборе и долгосрочном сохранении исторически важных для Америки материалов, в обеспечении доступа американского народа к цифровому наследию. Библиотека Конгресса США выступает сейчас как провайдер бесплатных высококачественных в образовательном отношении культурных и исторических ресурсов страны через веб-сайт «Память Америки». К концу 2002 г., он охватывал 7,8 млн названий из фондов Библиотеки Конгресса США и других институтов, а также 116 мультимедийных исторических коллекций.

Конгресс ежегодно выделяет Библиотеке большие средства на Национальную цифровую библиотеку: в 2001 г. эта сумма составила около 100 млн долл. США. На 2003 г. Библиотека запросила дополнительно почти 13 млн долл. США, определив следующие главные цели: подготовку стандартов и протоколов по сохранности, которые поддержат национальную инфраструктуру цифровой информации и стратегию сохранения; разработку архитектуры цифрового репозитария и проверку альтернативной стратегии сохранения цифровых фондов Библиотеки; улучшение доступа для пользователей на месте и удаленно; дальнейшее развитие скоростных средств передачи цифровых материалов; защиту многомиллионных инвестиций Библиотеки в цифровые ресурсы и доступ к ним [21].

В Норвегии Управление архивов, библиотек и музеев инициировало Программу создания Норвежской цифровой библиотеки, рассчитанную на 3–5 лет. Ее задача состоит в том, чтобы «сломать перегородки между отдельными библиотеками» и сделать их коллективныеинформационные ресурсы общедоступными. Общими усилиями многих участников сформирован распределенный массив электронных ресурсов. «Окном в содержание цифровой библиотеки является пользовательский интерфейс. Координация и кооперация охватывает библиотеки всех типов. В процессе реализации Программы будет достигнуто согласие по всем основным технологическим вопросам ЭБ; отдельные рабочие группы подготовят предложения по принципам оцифровывания, лицензированию цифрового содержания, электронному издательскому делу. Правительство Норвегии считает Программу «Национальная цифровая библиотека» одним из своих основных приоритетов; она включена в правительственный документ о культурной политике.

С середины 1990-х гг. началось формирование Национальной цифровой библиотеки Южной Кореи. Ее участниками являются: Национальная библиотека, Библиотека Национальной ассамблеи, Библиотека Верховного суда, Корейский институт научно-технической информации и другие организации. Координирующую роль выполняет Национальная библиотека. Национальная цифровая библиотека Южной Кореи включает коллекции редких книг, официальных бюллетеней, информацию о законах и подзаконных актах; сотни единиц корейской классики; источники на иностранных языках, имеющие отношение к стране; докторские диссертации в области гуманитарных наук и др. [1].

Цифровая сетевая библиотека действует в Индонезии. В 2003 г. она охватывала 87 партнеров, включая 31 индонезийский университет. Координатором является Центральная библиотека Бандунгского технологического института [23].

Идея электронной библиотеки уже овладела библиотечным сообществом; в последнее время она быстро превращается в реальность. И хотя не все мечты и предсказания библиотекарей осуществляются, наблюдается быстрый прогресс: пользователь уже может получать информацию из всех уголков мира, и эта информация беспрепятственно интегрируется и предоставляется на его персональный компьютер [12]. И хотя электронным библиотекам предстоит преодолеть множество препятствий и трудностей, по мнению западных специалистов, будущее за ними.

 Список использованной литературы

Choi W. The development of digital libraries in South Korea / W. Choi // Libri. – 2003. – Vol. 53. – P. 130–141.

Graham T. Overview: resourcing and budgeting issues (Chapter 11) / T. Graham // Managing the electronic library. A practical guide for information professionals. Ed. by T. Hanson and J. Day. – London; New York: Bowker Saur, 2000. – P. 185–211.

Tomer C. Digital libraries in public libraries / C. Tomer // Encyclopedia of library and information science. – 2nd ed. – Vol. 2. – New York; Basel, 2003.– P. 884–891.

Moyo L. Electronic libraries and the emergence of new service paradigms / L. Moyo // The electronic libraries. – 2004. – Vol. 22, № 3. – P. 220–230.

ShiriA. Digital library research: current developments and trends / A. Shiri // Library review. – 2003. – Vol. 52, № 5. – P. 198–202.

Marcum D. Requirements for the future digital library / D. Marcum//The journal of academic librarianship. – 2003. – Vol. 29, № 5. – P. 276–279.

Overview: managing change / Day J. and Edwards C. // Managing the electronic library. A practical guide for information professionals. Ed. by T. Hansen and J. Day. – London – New York: Bowker Saur, 2000.– P. 129–151.

Blagden J. Overview: managing the just-in-time library / J. Blagden // Ibid. – P. 271–291.

Acquisition and collection development. Section strategic plan 2004-2005 // Newsletter of the IFLA Section on acquisition and collection development. - 2004. – № 28 [Winter 2003/2004]. – P. 12–16.

The Legal deposit libraries act 2003 // Alexandria. – Vol. 16, № 2. – P. 101–111.

Field C. Securing digital legal deposit in the UK: the Legal deposit libraries act 2003 / C. Field // Ibid. – P. 87–100.

DeeganM. The electronic library in teaching and research [Chapter 1] / M. Deegan // Managing the electronic library. A practical guide for information professionals. Ed. by T. Hanson and J.Day. – London; New York: Bowker Saur, 2000. – Vol. 54. – P. 158–168.

Priddle C. National identity and digital library: a study of the British library and the Llybrgell Genedlaethol Cymru / C. Priddle // Libri. – 2004. – Vol. 54. – P. 158–168.

Preserving the memory of the world in perpetuity: a joint statement on the archiving and preservation of digital information. IFLA and IPA, 2002 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ifla.org/V/press/ifla-ipa02.htm

Urs S. Copyright, academic research and libraries: balancing the rights of stakeholders in the digital age / S. Urs // Program: electronic library and information systems. – 2004. – Vol. 38, № 3. – P. 201–207.

Wakeling W. Overview: managing technical service in the electronic library: modernization before transformation / W. Wakeling // Managing the electronic library. A practical guide for information professionals. Ed. by T. Hanson and J. Day. – London; New York: Bowker Saur, 2000. – P. 445–465.

Rowley J. Researching people and organizations / J. Rowley // Library management. – 2004. – Vol. 15, № 4/5. – P. 445–465.

Лоффман К. Электронные публикации: изъятие из закона об авторском праве в электронных публикациях и технологические меры защиты: вызов для законодателей / К. Лоффман // Новости Рос. комитета ИФЛА. – 2004. – № 53. – C. 5–9.

Barton J. Measurement, management and the digital library / J. Barton // Library review. – 2004. – Vol. 53, №3. – P. 138–141.

Brophy P. Overview: management information for the electronic library / P. Brophy // Managing the electronic library. A practical guide for information professionals. Ed. by T. Hanson and J. Day. – London; New York: Bowker Saur, 2000. – P. 247–268.

Annual report of the Librarian of Congress for the fiscal year ending September 30,2002. – Washington, 2003. – P. 251.

AbelsnesK. The Norwegian digital library /K. Abelsnes // Scandinavian public library quarterly. – 2004. – №2.– P. 4–6.

Sulistyo–Basuki L. Digitisation of collections in Indonesian academic libraries / L. Sulistyo–Basuki // Program: electronic library and information systems. – 2004. – Vol. 38, № 3. – P. 194–200.

The day of the electronic library. The digital transformation // Information outlook. – 2002. – Vol. 6, № 8. – P. 27–32.

The Digital library federation in America: a portrait / Seaman D., George J. // The Zeitschrift f r Bibliothekswesen und Bibliographie. – 2003. – Jg. 50, H. №3. – S. 124–130.

Hon Ho C. Managing the e–library in a global environment: experiences at Monash University, Australia / C. Hon Ho // Programm: electronic library and informationsistems. – 2004/ – Vol. 38, №3. – P. 168–175.

Urschel D. Literature for kids online. International children's digital library debuts at Library / D. Urschel // LC Information bulletin. – 2003. – Vol. 62, №1. – P. 19–20.

Модели реализации электронных библиотек
Выбор технологий
Предпроектная поддержка (консультация)
Реализация под ключ
Техническая поддержка
Нормативно-методическая поддержка
Правовая и юридическая поддержка
Статьи
Глоссарий
eXTReMe Tracker
www.alee.ru
www.bibliostorm.ru
www.scandocs.ru