Электронная библиотека - от проекта до реализации
Библиотека 2.0

Технологии с послелогом 2.0 прочно закрепились в нашей обыденной жизни. Началось все в 2005 году с небезывестного Тима О'Рэйли, предложившего термин web 2.0 и сформулировавшего основные отличия нового интернета от имевшего место ранее - web 1.0 (см. далее). Основные принципы данной технологии - коллективизм, кооперация, открытость, доступность, интерактивность. Все они давно и подробно рассмотрены и разобраны в самых различных источниках.

Что же еще? Оказывается не так уж и мало. Существуют такие понятия как Search 2.0 (новое поколение поисковых механизмов), ECM 2.0, E-Learning 2.0 (неологизм, появившийся в результате популяризации систем электронного обучения и технологии web 2.0), Enterprise 2.0 (управление корпоративной информацией), Library 2.0 (cоциальная сеть библиотекарей). На библиотеке 2.0 в рамках данной статьи мы остановимся подробнее, но сначала хотелось бы провести общие параллели развития технологий. Например, Enterprise 2.0 или Предприятие 2.0 по мнению AIIM определяется как система основанная на веб-технологиях, которая предоставляет возможность быстрой и удобной совместной работы, доступность информации, оперативность, интеграционные возможности в расширенной корпорации. Сюда же включают:

  • Технологии, которые позволяют формировать и сотрудничать в он-лайн сообществах.

  • Использование нового социального програмного обеспечения внутри компании или между компаниями и их партнерами и заказчиками и много-многое другое.

Отдельно следует заострить внимание на основных технологических компонентах Enterprise 2.0. Обращаясь к отчету компании AIIM «Enterprise 2.0: Agile, Emergent & Integrated» за 2008 год первые пять позиций занимаютwiki, социальные сети, блоги, поиск и rss соответственно.

Волна изменений почти сразу же коснулась и библиотечной отрасли. Термин  Библиотека 2.0 появился немногим позже чем web 2.0. Предложил его Майкл Кесси, IT-директор публичной библиотеки округа Гвиннетт (Gwinnett County Public Library) в Атланте. На данный момент четко проглядывается общая тенденция использования перечисленных компонентов. Изменяется видение функционирования библиотек, библиотекарями активно осваивается блогосфера, создаются специализированные вики, меняется функциональность сайтов. На западе уже существует социальная сеть для библиотекарей, в которой зарегистрировано около 5000 участников. Существует также и library 2.0 wiki, вобравший в себя необходимую тематическую информацию. В англоязычной википедии совсем недавно, в апреле 2010 года, появилась статья "Use of online social networks by libraries/Использование социальных онлайн сетей библиотеками".

Итак, попробуем более четко определить, что такое библиотека 2.0.

Основную идею концепции удобно отобразить определением библиотеки в рамках 2.0. Библиотека — это место, где посетители могут получить желаемое, а не то, что по мнению библиотекарей является таковым; и места, где посетители не только получают информацию, но и создают ее сами. Т.е. пользователь становится активным участником библиотечного процесса. Это уже отмечалось в одном из постов участницы нашего сообщества. По аналогии с web попробуем наглядно показать разницу определений библиотека 2.0 и 1.0

 Библиотека 1.0 

 Библиотека 2.0 

- Закрытое хранение

- Открытый доступ к книгам

- Услуги, доступные только в стенах библиотеки

- Повсеместно доступные услуги. Системы уапрвления электронной подпиской, одновременный поиск по всем электронным ресурсам.

- Традиционный электронный каталог

- Каталог с возможностью добавления комментариев, подборки книг, rss

- Новостные рассылки

- RSS поток

- Справочное обслуживание по телефону

- Виртуальное справочное обслуживание

- Индивидуальная деятельность библиотеки

- Участие в корпоративных проектах

- Штрих-код

- RFID

- Веб-сайт библиотеки

- Библиотека имеет "пространство" в социальных сетях, виртуальных мирах, создает и ведет свои блоги и вики.

Теперь давайте рассмотрим главные принципы построения библиотеки 2.0.

  • ориентация на пользователя

  • использование всех доступных технологических новшеств

  • вовлечение пользователей в совершенствование библиотечных сервисов

  • охват как можно большего количества посетителей, учитывая принцип «лонг тэйл» (Термин «Длинный хвост» (long tail) означает ориентацию на то множество товаров и услуг, которые требуются нечасто, соответственно не раскручены и не являются высоко конкурентными);

  • модульное (разбитое на компоненты) програмное обеспечение

  • постоянное развитие

  • широкое использование сервисов web 2.0

  • открытые стандарты

Перечисленные принципы хорошо дополняют определение "новой" библиотеки, показывают, как меняются взаимоотношения с конечным пользователем, на что следует обратить внимание. Охарактеризуем также и сотрудника библиотеки:

Библиотекарь 2.0:

  • стремится понять возможности и изучить главные инструменты веб 2.0 и библиотеки 2.0

  • стремится комбинировать e-ресурсы и печатный формат

  • непредвзят по отношению к техническим устройствам

  • соединяет людей, технику и информацию

  • не боится использовать нетрадиционную систематизацию

  • использует фолксономию, метки (тэги) и описание содержания, ориентированное на пользователя

  • включает не только текстовую информацию, понимая ценность иллюстраций, анимаций и звуковой информации

  • использует новейшие инструменты коммникации для связи информации, эксертизы и людей

  • поощряет пользователей принимать участие в дискуссиях, предоставляя возможности новых сервисов

  • использует и развивает сетевые социальные сервисы

  • понимает «мудрость толпы», роль и влияние блогосферы, викисферы

Как скоро изменения в России станут более заметными сложно спрогнозировать, но платформа и база, да и в какой-то степени образец, уже созданы. Закончить статью хотелось бы для многих известной цитатой господина Пола Миллера (Paul Miller), одного из основоположников и сторонников концепции библиотека 2.0:

«Библиотечная область постоянно эволюционирует, охватывая новые технологии и адаптируя их в соответствии с изменяющимимся ожиданиями, и она, несомненно, будет делать это и впредь. Однако, на наш взгляд, нынешние вызовы более изощренные, более значительные, а значит, более разрушительные, чем в прошлом»

Статья подготовлена по материалам Лигун Т.А. с семинара «Вузовская библиотека в электронной среде управления знаниями»

Модели реализации электронных библиотек
Библиотека 2.0
Крупнейшие ЭБ
Выбор технологий
Предпроектная поддержка (консультация)
Реализация под ключ
Техническая поддержка
Нормативно-методическая поддержка
Правовая и юридическая поддержка
Статьи
Глоссарий
Задать вопрос
Организация:
Город:
ФИО:
Должность:
Контактный телефон:
E-mail:
Вопрос:
eXTReMe Tracker
www.alee.ru
www.bibliostorm.ru
www.scandocs.ru