Электронная библиотека - от проекта до реализации
Электронно-библиотечная система вуза: проблемы создания, тенденции развития

С 1 по 6 сентября 2010 года во Всероссийском выставочном центре проходила 23-я Московская международная книжная выставка-ярмарка. Будучи крупнейшим в России книжным форумом, эта выставка-ярмарка используется книжными деятелями для подведения итогов прошедшего года и обозначения тенденций развития на будущее. Наряду с традиционными представителями книжной отрасли – издателями, полиграфистами и др., в этом году в выставке как никогда широко участвовали организации и деятели рынка электронных изданий. И это неудивительно, ибо электронное книгоиздание стремительно набирает обороты, а в некоторых отношениях начинает реально конкурировать с печатной книгой. Третий год подряд в рамках ММКВЯ проходит выставка-конференция «КнигаБайт». Одним из основных вопросов, обсуждавшихся на выставке-конференции, стало обеспечение вузовских библиотек электронно-библиотечными системами. В современный период эти системы должны отвечать требованиям к организации учебного процесса, которые сформулированы в поручении Президент Российской Федерации от 31 октября 2009 года, в документах Министерства образования и науки Российской Федерации и Рособрнадзора, а также нашли отражение в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

Как известно, Министерство образования и науки Российской Федерации направило ректорам университетов, а также федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся федеральные государственные образовательные учреждения высшего образования, информацию о необходимости в течение 2010 года обеспечить выполнение установленных федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования требований, включая предоставление обучающимся доступа к электронно-библиотечной системе. Эти требования несут в себе рациональное зерно и направлены на улучшение качества подготовки кадров, а также поддержку развития науки в вузах и повышение роли библиотек в системе высшего образования. Одновременно невыполнение этих требований ведет к ряду неприятных последствий для вуза, в частности касающихся его аккредитации. В рамках конференций и круглых столов были также предложены различные варианты решения проблемы обеспечения доступа вузовских библиотек к электронно-библиотечной системе. Так или иначе все они свелись к трем основным:

  • cоздание собственной электронно-библиотечной системы;

  • оформление подписки на готовую электронно-библиотечную систему у сторонних организаций – агрегаторов;

  • создание межвузовских электронных библиотек.

Попробуем более подробно рассмотреть каждый из этих вариантов. Первый вариант предполагает создание в вузе собственной электронно-библиотечной системы, отвечающей как требованиям государственных органов, так и собственным потребностям вуза. Эта система размещена на собственном сервере учебного заведения, что позволит вузу распоряжаться ею по своему усмотрению. На первы взгляд этот вариант предполагает несомненные преимущества: приведен в порядок и оцифрован весь учебно-методический материал, он выставлен в сети, к нему есть доступ. Но это – кажущиеся преимущества, так как создание и поддержание собственной электронно-библиотечной системы влечет за собой сложные проблемы и большие затраты, порой существенно превышающие, к примеру, затраты на подписку на сторонние электронные ресурсы. Под затратами

мы понимаем как финансирование технологического процесса, так и человеческие ресурсы. Например, при создании собственной электронно-библиотечной системы библиотеке вуза потребуется, как минимум, создать подразделение по работе с правообладателями, обеспечить юридическую поддержку для составления договоров, а также разработать систему сопровождения документооборота. Но и это не единственная проблема. Перечислим еще несколько сложных моментов, с которыми придется столкнуться вузу:

  • согласно требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. 4), лицензионные договоры с правообладателями должны заключаться в письменной форме;

  • cписок научных и учебных материалов, изданных вузом и охраняемых авторским правом, в большинстве случаев весьма объемен;

  • cущность лицензионного договора достаточно сложна, а в ряде случаев не всегда является определенной (например, служебные произведения);

  • даже уже заключенные лицензионные договоры требуют сопровождения, поддержания полного жизненного цикла, включая ведение бухгалтерской отчетности, взаиморасчеты с авторами и пр.

Кроме этого, библиотеке придется решать вопросы, связанные с хранением контента электронно-библиотечной системы, системой доступа к нему, обеспечением защиты информации и коммуникаций.

При этом мы пока не затрагиваем вопрос о самом контенте, так как в составе собственной коллекции элетронных полнотекстовых документов вуза может попросту не оказаться учебной и методической литературы по некоторым из преподаваемых дисциплин. А это означает, что указанная электронно-библиотечная система не отвечает требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.

Второй вариант – оформление подписки на готовую электронно-библиотечную систему у сторонних организаций – кажется наиболее простым. На рынке присутствует множество агрегаторов контента, предлагающих свои услуги в виде подписки на тематические коллекции книг и на архивы периодических изданий в электронном виде. При этом все проблемы, связанные с легитимностью контента, а именно с оформлением прав на него согласно 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации, агрегаторы берут на себя.Библиотеки вузов сталкиваются с проблемой выбора предлагаемых электронно-библиотечных систем, так как на практике оказывается, что не так просто найти предложение, когда соотношение цена / качество наполнения ресурса являлось бы оптимальным.Самыми трудоемкими процессами, а соответственно, и самыми затратными, являются процессы, связанные с легализацией контента (договорнаяработа с авторами) и реализациейадекватных технологий сбора, хранения контента и организации доступа к нему. Проводя эту работу, затраты агрегатор в конечном итоге перекладывает на вуз. А стоимость годовой подписки на ресурс может составлять сотни тысяч рублей. Вместе с тем стоит отметить, что после прекращения срока действия договора с владельцем электронно-библиотечной системы библиотека вуза снова остается ни с чем: у большинства российских агрегаторов с прекращением подписки прекращается и доступ к документам. Подобная ситуация превращает вузовскую библиотеку в заложника ежегодной подписки на сторонние ресурсы.

Третий вариант – создание межвузовских электронных библиотек – предполагает объединение электронных коллекций нескольких вузов в единую электронно-библиотечную систему. Каждый из участников, выкладывая свою коллекцию, получает доступ к коллекциям вузов-партнеров, тем самым закрывая недостающие позиции собственной. При этом затраты, связанные с разработкой технологии, технической базой и поддержанием системы, также разделяются между парнерами. Но, к сожалению, и этот вариант не снимает всех проблем. В частности, остается открытым вопрос по работе с правообладателями, так как каждая из коллекций должна бытьсформирована на основании прямых договоров с последними. Также не исключена проблема субъективной оценки качества коллекций, переданных в корпоративную библиотеку, и вопрос паритетности участия вузовв этом проекте: один вуз может дать 10 документов-раритетов, а другой, допустим, 5000 служебных документов. Кроме того, этот вид сотрудниче ства подразумевает и финансовые отношения между участниками (систему взаиморасчетов и/или организационные взносы), что может послужить камнем преткновения в деле создания партнерских отношений между участниками.

Вывод, таким образом, неутешителен. Выходит, что ни одна из моделей в отдельности не является оптимальной. Однако все три модели обладают рядом неоспоримых преимуществ. Первая модель позволяет вузу легализовать собственный фонд произведений в электронном виде и использовать его в рамках основной электронно-библиотечной системы. Вторая модель дает возможность приобрести полностью или дополнить уже имеющуюся электронно-библиотечную систему вуза коллекцией с материалами, которых нет в основном фонде, но которые, по тем или иным причинам, могут быть востребованы вузом. Неоспоримым же преимуществом третьей модели является возможность межвузовского обмена контентом,основным предметом которого является учебная и учебно-методическая литература, а также методические пособия, созданные профессорско-преподавательским составом вузов.

Андрей Владимирович Лебедев, руководитель проекта компании ООО «Агентство ''Книга-Сервис''.

Журнал "Высшее образование сегодня". Ноябрь, 2010 г.

Модели реализации электронных библиотек
Выбор технологий
Предпроектная поддержка (консультация)
Реализация под ключ
Техническая поддержка
Нормативно-методическая поддержка
Правовая и юридическая поддержка
Статьи
Глоссарий
eXTReMe Tracker
www.alee.ru
www.bibliostorm.ru
www.scandocs.ru